Сегодня тормозные системы легковых авто работают, используя универсальное свойство любых жидкостей - несжимаемость. В этом смысле вода была бы не худшей заменой «тормозухи» с непонятными, казалось бы, индексами - DOT 3, 4 или даже 5.
ЧЕМ ОПАСНЫ ПУЗЫРЬКИ
Но есть у «аш-два-о» два недостатка: зимой она замерзает, а при нагреве всего до 100°С закипает, превращаясь в пар, который занимает большой объем, так что хода педали уже не хватает. Ныне тормозные жидкости с температурой кипения ниже 205°С практически не применяются. Типичным стало значение 230°, но реально оно или только напечатано на этикетке? Проверим!
А ЕСЛИ ЗАМОРОЗИТЬ?
В отличие от воды, тормозные жидкости практически не замерзают, однако на холоде густеют. Казалось бы, какая разница - ведь давление передает любая жидкость? Проведем эксперимент. Наберем в шприц воду и выгоним ее через иглу нажатием на поршень. Процесс не займет много времени. А теперь повторим то же с моторным маслом. Чтобы продавить масло через иглу, приходится чуть не ломать пластиковый поршень! То же самое происходит и в трубопроводах тормозной системы. Если жидкость слишком загустеет, быстродействие тормозов заметно снизится. А потому в нормах FM VSS 116 указано предельное значение вязкости при -40°С: не более 1800 мм2/с. Есть и минимальное значение вязкости при 100°С: не менее 1,5 мм2/с, иначе возможны протечки.
ГОСТа НА ВАС НЕТ!
Как ни странно, но для столь ответственной жидкости ГОСТ так и не придумали! Есть технические условия (ТУ), составленные каждым производителем для себя, хоть и с оглядкой на международные нормы. В основном - на американский Закон о мерах безопасности FM VSS № 116, откуда и пошли DOT (Department of Transportation -Минтранс, по-нашему) с разными номерами. Мы также руководствовались этим законом. Тормозная жидкость не должна: слишком загустевать на лютом (-40°С) морозе, становиться чересчур жидкой при разогреве, вызывать коррозию деталей тормозной системы из чугуна, стали, алюминия, меди, заставлять набухать или скукоживаться резиновые манжеты. Самое простое испытание - измерение температуры кипения, сложнее оценить вязкость, дольше всего проверять коррозионную активность: приходится ждать 120 часов, пока нагретая до 100°С жидкость не оставит следов на металлических пластинках. В таблице вы увидите еще и показатель активности ионов водорода pH. Чем меньше он изменится в процессе контакта с металлами, тем жидкость стабильнее и, следовательно, долговечнее. Нельзя не упомянуть коварное свойство тормозных жидкостей на основе полигликолей: они гигроскопичны, то есть впитывают влагу из воздуха, понижая температуру кипения. Если, например, при долгой эксплуатации жидкость DOT 4 наберет 3,5% влаги, то начнет кипеть уже при 155°С вместо исходных 230°С! А потому запас по градусам никогда не повредит.
ЧТО В ОСАДКЕ?
Все 14 образцов осадка при замораживании до -50°С не дали - и это прекрасно. Но два из них тем не менее испытания холодом не вынесли! При -40°С жидкости Luxoil и… российская РосDOT 4 стали слишком вязкими, не уложившись в требования. Думаете, просто игнорируют американский закон? Но и согласно евростандарту ISO 4925 вязкость должна быть точно такой же… Так что осадок после теста у нас все же остался. Выбирая лучших, мы расставили претендентов в соответствии с занятыми местами - от шестнадцатого до первого. Нужна тормозная жидкость? Берите журнал и в магазин. Не ошибетесь! Цифры -в таблице, наше мнение - в подписях.
14-е место Luxoil Brake Fluid DOT-4
Заявленный изготовитель -ЗАО «Делфин индастри», Москва
Тут и запаса по температуре практически нет, и вязкость на морозе заметно вышла за пределы допустимого - быстродействие тормозов зимой упадет, и вы это почувствуете. Лишь бы не слишком поздно!
+ Зимой тоже не потечет.
- Чуть наберет влаги и провалит температуру кипения.
13-е место РосDOT4
Заявленный изготовитель -ООО «ТЦ «Тосол-Синтез», Дзержинск
Перечислять соответствия требованиям фирм не хватит места! Подвели магические слова «Технология сложного синтеза» - по вязкости на -40°С в стандарт не уложились.
+ Запас по температуре кипения.
- Слегка густовата на морозе, но вряд ли вы это почувствуете.
12-е место Agip Brake Fluid DOT 4
Заявленный изготовитель -Eni S.p.A., Италия
Еще пара градусов, и пришлось бы записывать в аутсайдеры. Есть опасение, что при небольшом наборе влаги температура будет снижаться ниже допустимого предела.
+ Соответствует, хотя и без запаса, нормативам.
- Высокая цена при низкой температуре кипения.
11-е место Томъ 4
Заявленный изготовитель -ООО «ТЦ «Тосол-Синтез», Дзержинск
Не путайте с «Томью»! При указанной температуре кипения 230°С «Томъ» показал 233°С. Но почему-то сказано, что параметры соответствуют DOT3. Тогда при чем четверка и указание на полную совместимость с жидкостями DOT4?
+ Низкая цена.
- Маловат запас по температуре.
10-е место Sintec Euro DOT4
Заявленный изготовитель -ООО «Обнинскоргсинтез», Россия
Ну, до заявленных «не менее 260°С» ей далеко, но, с другой стороны, все параметры в норме, а цена... Да это - просто даром!
+ Низкая цена.
- Не соответствует завышенной температуре кипения.
9-е место ХАDО DOT-4
Заявленный изготовитель -ООО «ХАДО», Украина
Какая эффектная упаковка! Указано, что жидкость защищает от образования заусенцев, работает 2,5 года или125 000 км, оставаясь несжимаемой (интересно, а какая жидкость сжимается?).
+ Наличие спецдобавок.
- Высокая цена.
8-е место Motul Brake Fluid DOT 4
Заявленный изготовитель -Motul, Франция
Запас в 22 градуса неплох, но, как видим, есть и побольше, притом за цену куда меньшую. Так что упрекнем лишь за худшее соотношение цена/качество, с самим же качеством все в порядке.
+ Весьма высокая температура кипения.
- Не менее высокая цена.
7-е место ВР Brake Fluid DOT 4
Заявленный изготовитель -Deutsche BP AG, Германия
На упаковке все скромно, может быть, даже слишком. Результат 256°С намного превосходит требования к жидкостям этого класса. И все остальные показатели выдержаны с большим запасом.
+ Очень хороший запас по всем показателям.
- Высокая цена.
6-е место Valvoline Brake & Clutch Fluid DOT 3 & 4
Заявленный изготовитель -Ashland Inc., Голландия
С заявленной температурой немного погорячились - до объявленных 260° не хватило трех градусов. Но объективно - параметры прекрасные.
+ Очень большой запас по температуре кипения и вязкости.
- Недобор заявленных градусов.
5-е место Bizol DOT 4
Заявленный изготовитель -BITATrading GmbH, Германия
Про температуру кипения ничего не сказано - зачем, раз есть указание на класс DOT4. Зато рекомендованы для БМВ, «Фольксвагена», GM, «Ниссана» и «Крайслера». Все показатели отличные.
+ Прекрасные показатели при относительно умеренной цене. –
Не выявлено.
4-е место Nordix Капрос-ДОТ DOT-4
Заявленный изготовитель -ОАО «Сибурнефтехим», Россия
Вот тут все честно: превышает требования DOT4? Превышает, и прилично. Продукт попал на четвертое место из-за чуть большей низкотемпературной вязкости и агрессивности к меди.
+ Демократичная цена при отличных параметрах.
- Чуть повышенная агрессивность к меди (в пределах нормы).
3-е место РосDOT 4.5
Заявленный изготовитель -ООО «ТЦ «Тосол-Синтез», Дзержинск
Все прекрасно, но зачем было указывать +270°С - чтобы намекнуть на превышение требований DOT5? Так ведь не дотянули до них одного градуса, а до обещанных - и все 11...
+ Низкая цена, отличные параметры.
- Недобор заявленных градусов.
2-е место Mobil Brake Fluid DOT 4
Заявленный изготовитель -ExxonMobil Lubricants & Specialties Europe
Честно говоря, было трудно решить, кому отдать первое, а кому второе места: разница в температуре кипения всего один градус, зато Mobil обладает лучшими вязкостными параметрами.
+ Температура кипения на уровне требований DOT 5.
+ Больше остальных «ест» латунь (но в пределах нормы).
1-е место Step Up Brake Fluid DOT 4
Заявленный изготовитель - Step Up Brands, USA
При указанной на упаковке температуре кипения 232°С (грамотно, зачем обещать лишнее) показала 261°С. И все остальные показатели выдержаны с большим запасом. Молодцы!
+ Чемпион по температуре кипения, почти выполняет все нормативы DOT 5.
- Очень высокая цена.